Старший лейтенант

Баженов Иван Егорович

 

Что в нашей семье мы знаем про деда?

Родился в 1913 году в Российской Империи.

Уроженец Тамбовской области, Бондарского района, деревни Кёрша (одноименная р.Кёрша, правый приток р.Цны), 33 км на северо-восток от г.Тамбова. Отец — Баженов Егор Иванович.

Предположительно (со слов жены, Зарецкой Зои Петровны, и дочери Светланы) окончил Тамбовское артиллерийско-оружейное техническое училище в 1938 году с присвоением звания младший лейтенант после чего направлен для прохождения службы в г. Калинин. Также предположительно
в г. Калинине служил до расформирования в 1939 г. в Калининской кавалерийской школе им. Коминтерна (см. на фото с шашкой).

Документально подтверждено, что в июле 1941 г. являлся помощником Коменданта гарнизона г. Калинина. Вероятно, в этой должности прослужил до октября 1941 г., момента начала двухмесячной оккупации города фашистами.

Документально подтверждено, что в последующем служил
в Управлении 74 кавалерийской дивизии, которая на 01.01.1942 г. находилась в Резерве Ставки (прошла к этому моменту окончательное формирование
в Уральском военном округе), на 01.02.1942 г. была подчинена
16 кавалерийскому корпусу Московского военного округа, а в апреле 1942 г. была расформирована. В дивизии Баженову И.Е. присвоено звание лейтенанта.

Последние фотографии деда в семейном архиве, датируются 25 марта 1942 года. На обороте надпись его рукой. Адрес: полевая почта 199.

Предположительно, после расформирования 74 КАВДивизии весной 1942 года был направлен на службу в 220 стрелковую дивизию, которая с мая 1942 года находилась в составе 30-й армии Калининского фронта (командующий – генерал-полковник И.С. Конев).

30 июля 1942 года в зоне действий Калининского фронта началась Первая Ржевско-Сычёвская стратегическая наступательная операция.

Из воспоминаний: «… 220 стрелковой дивизии было приказано, действуя совместно с приданной 236 танковой бригадой и частями 114 Отдельной курсантской стрелковой бригады, овладеть рубежом д.Свиньино – д.Бельково …».

На второй день сражения 1 августа 1942 года старший адъютант
653 стрелкового батальона (равно начальник штаба батальона) 220 стрелковой дивизии старший лейтенант Баженов И.Е. погиб в районе 1 (один) км севернее д. Бельково Ржевского района Калининской (ныне Тверской) области.

Подтверждение и основание: Приказ Главупрформа № 0855/пог
от 05.10.1942 г. (справка имеется).

Яркую, но страшную картину поля перед деревнями Бельково
и Свиньино тех дней рисует бывший командир минометного взвода 114-го отдельного стрелкового батальона Л.М. Вольпе, прибывший сюда в первых числах августа: «Перед фронтом батальона лежала большая, пересеченная оврагами и руслами каких-то ручьев поляна — километра четыре в глубину
и шесть в ширину. На другом конце поляны в бинокль хорошо просматривались развалины деревень Бельково и Свиньино. На них мы и вели наступление. Мне пришлось пройти через всю войну, но такого количества убитых наших бойцов не довелось уже видеть никогда. Вся поляна была усеяна телами убитых, порывы ветра доносили трупный запах, дышать было нечем. Запомнился, например, целиком погибший расчёт противотанкового орудия, лежащий около своей перевернутой вверх колесами пушки
в большущей воронке. Виден был командир орудия с биноклем в руке. Заряжающий с зажатым в руке шнуром. Подносчики, навсегда застывшие
со своими так и не попавшими в казенник снарядами»
.

За две недели (с 30.07 по 12.08.1942) штурма высоты в районе
д. Бельково только у 220 стрелковой дивизии безвозвратные потери составили более трети личного состава. Вот небольшая выдержка одного из десятков актов о захоронении красноармейцев в районе д. Бельково:

«1942 года. Октября 9-го дня. Мы, нижеподписавшиеся – комиссия в составе: Командира 1-го отдельного стр. батальона капитана Назарова Николая Ивановича, замкома по политчасти политрука Мокрецова Тимофея Иосифича и пом. нач. штаба батальона мл. лейтенанта Шефатова Максима Васильевича составили настоящий акт о нижеследующем:
За время боёв с 30.7 по 5.8.42 г. 1 отд. стр. батальон наступал на северную окраину дер. Бельково, Ржевского района. Попав под бомбёжку и сильный миномётно-артиллерийский огонь противника, батальон понёс большие потери и получил приказ отойти и наступать на дер. Бельково с западной стороны. Похоронить трупы убитых не представилось никакой возможности из-за сплошного огня. После освобождения д.Бельково 12.8.42 г. похоронные команды немедленно приступили к похоронам, при этом оказалось, что личности убитых распознать нельзя по следующим причинам: у 22 трупов лица были исковерканы осколками, у 18 трупов части туловища были сожжены, 26 были разнесены на куски от бомбёжки и у 78 документы и медальоны были изъяты мародёрами. Всего похоронено трупов, личности которых не установлены 144 человек …».

12 августа к исходу дня стрелковые полки 220 стрелковой дивизии, потеряв в этот день 24 человека убитыми и 97 – ранеными, выбили противника из д.Бельково и д.Свиньино.

Посмотрите, как Бельковское поле (поляна) выглядит сейчас (2022 г.).

Место великой скорби и могучей силы наших отцов и дедов.

Где-то в этих местах, на просторах Ржевской земли погиб старший лейтенант Баженов И.Е.

В 1945 году, после Победы, осенью к бабушке постучался незнакомый мужчина. Оказалось, что он был одним из трех, входящих в группу Ивана Егоровича, которых 1 августа 1942 года командир полка отправил в разведку. Открытое поле, раннее утро, проливной дождь с неба и непрекращающейся огонь со стороны немцев. Задача поставлена, дед впереди. Немного поторопился, попал под огонь снайпера. Погиб на месте. Когда упал на землю, раскрылась офицерская планшетка, а там фотография жены и троих детей.
Вот по ней его однополчанин и нашёл после нашу бабушку.

Рассказ короткий, наверно никакого подвига, но жизнь свою старший лейтенант отдал за семью, родную Землю не задумываясь, выполняя приказ.

Останки перезахоронены неподалеку в братской могиле д. Глебово, где вместе с ним покоятся более 4,5 тысяч солдат и офицеров Красной Армии.

Будем безмерно благодарны за любую информацию по любому эпизоду, касающегося жизненного и военного пути старшего лейтенанта Баженова И.Е.

Внуки Владислав и Константин.

Москва, Тверь, май 2024 года.